Телеканал «Дождь» начиная с 2014 года получает финансирование из-за рубежа. Речь идёт о траншах от Европейской комиссии и фонда Sreda Foundation. 21 августа 2019 года на сайте телеканала был выложен сомнительный финансовый отчёт, из которого следует, что средства поступали в рамках рекламных контрактов cо структурами Европейского союза.

Кто содержит убыточный телеканал «Дождь» Политика, Госдеп, Еврокомиссия, Оппозиция, Телевидение, Финансы, Длиннопост

В 2014 году «Дождь» получил первый транш на сумму €99 990 от Генерального директората по вопросам развития и сотрудничества ЕС. В документах на сайте системы финансовой прозрачности бюджета ЕС говорится, что средства выделены на «русскоязычное теле-/онлайн-дополнение об отношениях ЕС и России с акцентом на реализуемые в России проекты, финансируемые ЕС».

Ровно такую же сумму и с аналогичным обоснованием ЕС перевёл «Дождю» и в 2015 году.

Кто содержит убыточный телеканал «Дождь» Политика, Госдеп, Еврокомиссия, Оппозиция, Телевидение, Финансы, Длиннопост

В октябре 2015 года основатель и основной владелец «Дождя» Наталья Синдеева, комментируя грядущие поправки в закон о СМИ, которые обязывали медиакомпании уведомлять Роскомнадзор о получении средств из-за рубежа, сообщила, что телеканала эти требования не коснутся, поскольку «Дождь» не финансируется из-за границы.

Тем временем ЕС продолжал выделять «Дождю» средства. В 2016-м — €59 992. В 2018-м — €109 995.

Как следует из отчёта, который появился на сайте телекомпании 21 августа, в марте 2019 года от Евросоюза поступило 1,55 млн рублей, в июне 2019 года — 1,37 млн рублей.

Телеканал «Дождь» также получал деньги от фонда поддержки российских СМИ Sreda Foundation, зарегистрированного в Великобритании (6 декабря 2018 года совет фонда принял решение о его ликвидации). В феврале 2015-го фонд перевёл каналу 7,5 млн рублей, а в июле того же года был признан Министерством юстиции РФ иноагентом. Уже в новом статусе фонд продолжал помогать «Дождю», перечислив в 2016 году €101 487, а в 2017 году — $99 887.

Согласно отчёту, который опубликовал «Дождь», с 2014 по 2018 год телеканал получил 34 млн 562 тыс. рублей от Евросоюза и фонда Sreda Foundation. Из них 20 млн 697 тыс. стоила реклама на ТВ, остальные 13 млн 865 тыс. получены за рекламу в интернете. В 2019 году канал получил от ЕС 2 млн 92 тыс. рублей за рекламу.

В 2016 году полученные от ЕС и Sreda Foundation средства составляли 14,6% рекламных доходов канала. В 2018-м — 16,3%.

«Дождь» направлял в Роскомнадзор уведомления о получении денежных средств от иностранных источников по итогам II квартала 2016-го, IV квартала 2017-го, I и IV кварталов 2018 года, следует из ответа ведомства на запрос RT. В сведениях по итогам II квартала 2016 года и IV квартала 2018 года одним из отправителей денежных средств указан Европейский союз (Европейская комиссия).

В 2017 году американский Совет управляющих по вопросам вещания (BBG) (сейчас он называется Агентство США по глобальным медиа (USAGM)) назвал «Дождь» аффилированной компанией в официальном бюджетном запросе конгрессу. Раздел документа, в котором содержится эта информация, носит название «Альтернативы для противодействия давлению со стороны России» (Providing Alternatives to Counter Russia Pressure).

USAGM (ранее BBG) финансируется из американского бюджета и управляет в том числе зарубежными редакциями «Голоса Америки» и «Радио Свобода». В документе говорится о выстраивании партнёрских отношений с каналами «Дождь», РБК и «Эхо Москвы». Сотрудники «Голоса Америки» и «Радио Свобода» устраивали встречи с сотрудниками «Дождя» для обмена опытом, а в передачах «Дождя» освещались такие знаковые для американского зрителя события, как полемика вокруг акта Магнитского.

Ранее на портале раскрытия информации согласно Закону о свободе информации (Freedom of Information Act, FOIA) публиковались сведения о том, что «Дождь» сотрудничал с USAGM с 2013 года.

Впервые о сотрудничестве агентства с «Дождём» упоминалось в отчёте Генерального инспектората Госдепартамента США за 2013 год. Из документа следует, что USAGM поддерживает «аффилированные отношения» (affiliate-type relationship) с «Дождём» — «либеральным новостным и культурным каналом, доступным на кабельном и спутниковом телевидении». Отсутствие официального соглашения между ними объяснялось тем, что «Дождь» не желает подписывать какие-либо документы с иностранным юридическим лицом, пока в России «сохраняется текущая политическая ситуация». Тем не менее агентство согласилось на такую форму сотрудничества, потому что «преимущества от присутствия на российском рынке теле- и интернет-вещания превосходят риски».

Кто содержит убыточный телеканал «Дождь» Политика, Госдеп, Еврокомиссия, Оппозиция, Телевидение, Финансы, Длиннопост

Политолог Эдуард Лозанский, директор Американского университета в Москве, считает возможным финансирование «Дождя» из-за рубежа с помощью различных схем.

«Достаточно вспомнить заявление Хиллари Клинтон в бытность её главой Госдепа, что её ведомство найдёт способ финансировать оппозицию, — рассказал Лозанский.

Также известно о выделении сумм на сотни миллионов долларов из госбюджетов США, некоторых стран ЕС и НАТО на противодействие «российской агрессии». Было бы странно, если бы часть этих средств не поступала в российские оппозиционные структуры. В США неправительственные организации обязаны сообщать о финансировании из-за рубежа, и эта информация является общедоступной».

Телеканал «Дождь» — убыточное предприятие, ознакомившись с финансовой отчётностью компании. Согласно данным базы СПАРК, с 2012 года канал лишь однажды принёс чистую прибыль — 7,7 млн в 2016 году.

По итогам 2017 года чистый убыток «Дождя» составил 19,5 млн рублей, в 2018-м — почти 41 млн. И ежегодно этот убыток погашается из личных средств владельца телеканала Натальи Синдеевой (по данным СПАРК, ей принадлежит 95% в доле компании, ещё 5% владеет бывший главный редактор «Дождя» Вера Кричевская).

При создании телеканала Наталья Синдеева выделила ему беспроцентный заём на срок до 31 декабря 2025 года, рассказал близкий к руководству телеканала. Эта информация косвенно подтверждается данными бухгалтерской отчётности «Дождя» из базы данных СПАРК.

Сумма займа почти ежегодно увеличивались дополнительными соглашениями. На конец 2017 года Синдеева выделила телеканалу 845 млн рублей заёмных средств.

Согласно данным СПАРК, долгосрочные финансовые обязательства телеканала по состоянию на 31 декабря 2018 выросли до 893,092 млн рублей, в том числе за счёт новых займов на 36,2 млн рублей. Заёмные средства образуют у организации непокрытый убыток в 772 млн рублей.

Из каких средств Наталья Синдеева финансирует канал, неизвестно. Согласно ЕГРЮЛ, она также владеет 10% радиостанции «Серебряный дождь». Согласно базе СПАРК, в 2017 году радиостанция принесла своим владельцам убыток в размере 15,8 млн рублей.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *